Главными действующими лицами очередной серии краш-тестов EuroNCAP стали два внедорожника малого размерного класса - Suzuki Grand Vitara и Land Rover Freelander. Определенную пикантность такому выбору придавало то обстоятельство, что и предшественники этих автомобилей были участниками одной и той же испытательной сессии, проводившейся в ноябре 2002 года.
--------------------------------------------------------------------------------
А раз так, то почему бы ни сравнить результаты нынешнего и давнишнего краш-тестов и выяснить, далеко ли продвинулись машины нового поколения в деле защиты пассажиров и пешеходов? Или, быть может, их конструкторы палец о палец не ударили, как это случилось с Chrysler Voyager (см. "АБw" N7 от 15.02.07), чтобы сделать новые модели безопаснее предшественников?
Так было с Suzuki
В испытаниях 2002 года Grand Vitara завершила фронтальный краш-тест, набрав 8 баллов, что соответствует лишь 50% от максимально возможной оценки. Выяснилось, что после лобового удара кузов автомобиля не сохранил структурную целостность, выразилось это в сильном смещении левой передней стойки, значительной деформации водительской двери и разрыве сварных швов на днище. О критическом давлении просигнализировал датчик, размещенный на манекене водителя в районе ключицы. Жесткие элементы передней панели оказались потенциально опасными для ног и коленных суставов сидящих на передних креслах.
В двух боковых краш-тестах Grand Vitara набрала сумму в 15 баллов. Это составляет 83% от возможного результата, что, впрочем, не помешало экспертам прийти к выводу, что водитель этой машины рискует травмировать грудную клетку, ударившись о центральную стойку и дверь. По итогам фронтального и боковых краш-тестов безопасность взрослых пассажиров Grand Vitara была оценена в три звезды.
В Grand Vitara образца 2002 года система креплений детских сидений не позволила установить креслице для полуторагодовалого ребенка спинкой по ходу движения. В результате при фронтальном ударе датчики зафиксировали повышенную нагрузку на шею манекена, характерную для ситуации, когда столь маленьких детей вопреки рекомендациям усаживают лицом вперед. Безопасность трехлетнего ребенка была признана вполне удовлетворительной.
Так было с Land Rover
Четыре с половиной года назад Freelander продемонстрировал одинаковый с Grand Vitara уровень пассивной безопасности, тоже заработав в итоге трехзвездный рейтинг EuroNCAP. На Freelander казусы с кузовной стойкой и водительской дверью повторились, но сварные швы на днище лобовой удар выдержали и не разошлись. Однако английский джип набрал во фронтальном краш-тесте все-таки на 2 балла меньше. Из-за того что неэффективно отработали ремни и подушки безопасности, вмонтированными в манекен водителя датчиками были зафиксированы высокие нагрузки на грудную клетку и ноги, что при реальном ДТП грозит более серьезными травмами, чем перелом ключицы у сидящего за рулем Grand Vitara. Высоким оказался также риск получения травм ног передним пассажиром.
В боковых столкновениях Freelander опять-таки набрал на 2 балла меньше, чем Grand Vitara. Вновь высокой была оценена вероятность получения водителем травмы груди - на этот раз при ударе о центральную стойку и дверь. Кроме этого, было отдельно отмечено, что ни одно из рекомендованных фирмой Land Rover детских кресел не обеспечивает достаточной защиты малолетних пассажиров.
Не теряли время даром
После испытаний 2002 года компания Suzuki клятвенно пообещала комиссарам EuroNCAP, что при разработке следующего поколения Grand Vitara вопросу безопасности уделит самое серьезное внимание. Японцы слов не ветер не бросают, и нынешний краш-тест это в очередной раз подтвердил.
К прежнему результату новая Grand Vitara прибавила сразу 7 баллов. Это позволило модели с запасом обеспечить себе четырехзвездный рейтинг за безопасность взрослых пассажиров и в этой номинации достигнуть уровня Honda CR-V, Nissan Outlander, Toyota RAV-4. Попутно испытания определили, над чем инженерам Suzuki предстоит еще поработать - на передней панели были обнаружены элементы, потенциально травмоопасные для водителя и переднего пассажира.
Улучшилась безопасность детей, которая теперь соответствует уровню в три звезды, что, впрочем, опять-таки оставляет японским конструкторам широкое поле для дальнейшей работы. А наиболее значительное продвижение было достигнуто в вопросе, о котором выше еще не упоминалось. На испытаниях 2002 года Grand Vitara не получила никаких баллов и по этой причине осталась без звезд совсем в номинации "безопасность пешеходов", попав в итоге в черный список автомобилей, представляющих для пеших участников движения наибольшую угрозу. На этот раз Grand Vitara не подкачала. Три звезды из вообще четырех возможных - это почти гроссмейстерский результат для любого автомобиля, и уж тем более внедорожной категории. Теперь, чтобы добиться дальнейшего прогресса, придется подумать об оснащении модели системой, предназначенной исключительно для защиты пешеходов в ДТП, например, активным капотом.
Такого еще не было
Фирма Land Rover ничего не обещала, но сделала то, чего до сих пор безуспешно добивались многие. Freelander стал первым в истории краш-тестов EuroNCAP компактным внедорожником, которому удалось получить пятизвездный рейтинг. Автомобиль недосчитался лишь одного очка во фронтальном краш-тесте, но общей суммы набранных баллов оказалось достаточно, чтобы стать лидером по безопасности в своем модельном классе.
Достаточно высоко - на четыре звезды из пяти возможных, эксперты оценили английский "паркетник" по степени защиты малолетних пассажиров. Чего не хватило Freelander, чтобы оказаться эталонной моделью, так это звезд в категории "безопасность пешеходов". Здесь до идеала еще далеко - только одна звезда. Словом, почивать на лаврах инженерам Land Rover все же определенно рановато.
Тем временем
На виртуальных страницах Wall Street Journal Online появились результаты исследования, в котором сделана попытка сопоставить данные по авариям со смертельным исходом с итогами краш-тестов и тем самым убедиться, насколько оценки, полученные при испытаниях, соответствуют реальной безопасности автомобилей. Исследование американское, поэтому основой для него стала статистика ДТП в США и рейтинги NHTSA и IIHS - тамошних организаций, проводящих краш-тесты.
Рейтинг IIHS практически однозначен. В получивших на испытаниях IIHS неудовлетворительные оценки автомобилях водители гибнут на 43% чаще, чем в машинах, достойно выдержавших краш-тест.
Если соотнести только статистику по моделям с двухзвездными и пятизвездными оценками безопасности, то рейтинг NHTSA почти солидарен с IIHS - "двоечники" опаснее на 36%. Но нашлось место и для труднообъяснимого факта - еще на 7% чаще в авариях с летальными исходами были замешаны автомобили, получившие от NHTSA четыре звезды.
Вердикт "АБw"
В классе компактных внедорожников появился пример для подражания. Это главный результат мартовской сессии краш-тестов EuroNCAP 2007 года. Если учесть, что сейчас безопасность стала третьим по значимости фактором, принимаемым во внимание западными покупателями при выборе нового автомобиля, то Freelander обзавелся конкурентным преимуществом. Вряд ли с этим смирятся производители его рыночных соперников.
Сергей БОЯРСКИХ.
Фото EuroNCAP.
Внедорожники слишком долго топтались у пятизвездной черты. Даже лучшие из них пусть и самую малость, но не дотягивали до заветного уровня безопасности. В нынешнем феврале Honda CR-V заработала необходимое для получения высшего рейтинга EuroNCAP количество баллов, однако эксперты, оценив характер повреждений машины и вероятность травм ее пассажиров, опять сказали: нет. Land Rover Freelander наконец-то доказал, что невозможное возможно.
Результаты краш-тестов EuroNCAP
Модель Безопасность взрослых пассажиров Безопасность детей Безопасность пешеходов
Land Rover Freelander 35 баллов - 5 звезд 40 баллов - 4 звезды 7 баллов - 1 звезда
Suzuki Grand Vitara 30 баллов - 4 звезды 27 баллов - 3 звезды 19 баллов - 3 звезды
Auta i aure! Lome entolouva!