В дальнее путешествие на автомобиле | Ответить |
В дальнее путешествие на автомобиле Автотуризм всегда был одним из наиболее увлекательных и доступных видов отдыха, действительно, чего может быть проще: сел в автомобиль и поехал куда угодно. Вот только для того чтобы получить удовольствие от путешествия надо еще до отъезда подумать о ряде вещей. На первый взгляд совершенно не значительных, но те не менее весьма важных. В противном случае ваш долгожданный отпуск из увлекательного приключения на колесах превратиться в череду проблем и переживаний. И поверьте, я нисколько не сгущаю краски. Помните - автомобиль средство передвижения повышенной опасности, а значит ко всему связанному с ним стоит относиться очень серьезно. Ну да обо всем по порядку. Как выбрать маршрут, подходящий не только вам, но и вашему автомобилю. Решение отправиться в путешествие на собственном автомобиле принято. Заявление об отпуске подписано и вот вы оказались один на один с задачей выбора маршрута. Наша Родина столь велика, так много в ней красивых мест, которые хочется посетить. Но не торопитесь с принятием решения. Сначала давайте обратимся к вашему автомобилю, ведь именно на его стальные плечи ляжет львиная доля испытаний дальней дорогой. Готов ли он к ним? Выдержит ли? В России как известно две беды и одна из них дороги... Неровности, выбоины, ямы, вот далеко не полный список сюрпризов которые вам преподнесет российская магистраль. А значит перед поездкой стоит пройти полное ТО (техническое обслуживание) и заменить все детали подающие признаки износа. Даже те, которые по мнению автомеханика "еще походят", вы отправляетесь в дальний путь, машина наверняка будет загружена на полную катушку, а значит нагрузки возрастут многократно и ненадежные детали станут вашей ахиллесовой пятой, способной превратить отпуск в череду ремонтов. Хорошо еще если ваш маршрут пролегает по местности с развитой инфраструктурой изобилующей автосервисами, а если нет? Уверяю вас чинить машину на дороге особенно в плохих погодных условиях дело весьма неприятное. Теперь о выборе маршрута. Определившись с конечной точкой маршрута, стоит открыть автомобильный атлас и убедиться, что дороги по которым вам предстоит ехать соответствуют проходимости вашего автомобиля. Итак мы переходим к следующему вопросу: к какому маршруту готов ваш автомобиль. Небольшой седан. Самый распространенный автомобиль в городе. Увы, для дальних путешествий машина малоприспособленная. Так что же, отказываться от путешествия? Ни в коем случае! Просто вы должны понимать, что объем перевозимого багажа весьма ограничен, а значит нужно спланировать маршрут таким образом, чтобы он пролегал через населенные пункты, где можно пополнить запасы и остановиться в гостинице. Тогда количество скарба возимого с собой можно сократить до минимума. Верхний багажник хороший способ разместит не умещающееся барахло. Еще один вариант: отправиться в путешествие с прицепом. Немаловажный совет, разрабатывая маршрут, обратите внимание по каким именно дорогам он будет проходить. Для вашего автомобиля идеальным вариантом будут дороги с покрытием асфальт, песок, гравий. Старайтесь максимально избежать проселочных дорог. Помните, что стоит пройти сильному дождю и отличная накатанная грунтовка, по которой вы ехали "с ветерком" превратиться в непреодолимое препятствие. Еще один совет: если вы собрались в поездку зимой, помните, что второстепенные дороги скорее всего расчищены не будут, а значит вам на них путь закрыт, ищите маршруты объезда. Тоже касается дорог обозначенных как зимники, после снегопадов они превращаются в снежную целину. В целом седан, вполне годится для путешествий. В уже далекие советские времена именно седан был единственной доступной машиной и в сезон дороги на юг были забиты "Москвичами", "копейками" и старыми "Волгами". Универсал. Просторный салон и вместительное багажное отделение прекрасно подходят для дальних путешествий, но не следует увлекаться загрузкой автомобиля, ведь универсал это еще не грузовик. Помните, что чем сильнее будет загружена ваша машина. Тем больше нагрузка на подвеску. Поэтому все, что выше было сказано о седане в большой степени относиться и к универсалу. С той лишь разницей, что гостиницам вы привязаны значительно меньше, ведь салон легко можно трансформировать в неплохую двухспальную кровать. Если вы собираетесь использовать салон автомобиля как спальню рекомендую на время поездки наклеить на задние стекла глухую тонировку или установить шторки. Это скроет вас от любопытных глаз, а также помешает летнему солнцу нагревать салон. Если багажа очень много и задняя часть машины загружена под крышу, имеет смысл укрепить багаж в противном случае на неровностях дороги барахло будет летать по салону, а при резком торможении прилетать к вам вперед, что не только не приятно, но и попросту опасно. Полноприводный автомобиль. У обладателей машин семейства 4WD выбор маршрута в меньшей степени ограничен качеством дорожного покрытия, но не увлекайтесь, соваться на откровенное бездорожье все-таки не стоит. Уверяю вас полный привод не панацея от российской распутицы. Для большей уверенности, серьезно подойдите к вопросу выбора резины, ведь полноприводник на шоссейных катках на бездорожье ведет себя ничуть не лучше монопривода. Клиренс полноприводного легкового автомобиля обычно небольшой, поэтому проехать по проселочной дороге с глубокой колеей не получиться. Безусловно, на мокрой дороге такая машина чувствует себя увереннее, но не более того. Поэтому при выборе маршрута отклоняться от дорог общего пользования все же не стоит. Внедорожник. Наверное идеальный автомобиль для путешествий по российской глубинке. Вместительный салон и большая грузоподъемность полностью решают проблему перевоза багажа, а высокая проходимость позволяет двигаться практически по любым дорогам. Но опять же, не увлекайтесь, помните, что внедорожник это такая машина, которая застрянет там, куда обычная просто не доедет. А извлечь застрявший джип весом за две тонны гораздо труднее чем легкий седан. Стандартный автомобиль хоть и обладает повышенной проходимостью, тем не менее для тотального бездорожья не пригоден. Для того, чтобы уверенно двигаться по глубоким колеям, высокой воде и мягким грунтам машину следует определенным образом подготовить. Не буду вдаваться в подробности, это тема для отдельной статьи, ограничусь тем, что скажу: если вы планируете провести свой отпуск на берегу лесного озера на много километров удаленного от дорог общего пользования имеет смысл установить на автомобиль грязевую резину и лебедку. Передвижение на большие расстояния. Самое главное при движении на большие расстояния сохранять выбранный темп. Не стоит гнать на запредельных скоростях, вы быстро устанете и в результате сбавив скорость будете ехать медленнее, к тому же двигатель работающий на высоких оборотах потребляет гораздо больше топлива. Старайтесь делать минимум остановок именно они, а никак не то с какой скоростью вы двигаетесь влияет на общую среднюю скорость движения. Во время дальних экспедиций мы придерживаемся скоростного режима 90-100 км/ч. Мы движемся с минимальным количеством остановок и часто меняемся за рулем это лучшая из возможных тактик, потому что позволяет преодолевать значительные расстояния за кратчайшее время. Например, во время зимней экспедиции на Тазовский полуостров расстояние от Надыма до Москвы (через Ивдель) мы покрыли за 60 часов из которых 50 часов движения и 10 стоянок, и это при том, что четверть пути проходила по зимникам. Если у вас в машине находятся люди первый раз отправившиеся в дальнее автомобильное путешествие или дети и пожилые люди, то стоит запастись медицинскими препаратами от укачивания и тошноты. Если таковых под рукой не оказалось, сгодятся и обычные леденцы. Попробуйте пересадить человека с недомоганием вперед, на переднем сидении укачивает не так сильно как на заднем. Идеальное количество человек в одной машине - три, и не скучно и не тесно. То же относиться и к количеству машин в группе. Три - лучший вариант. Путешествовать большой компанией безопасно, всегда есть подстраховка на случай поломки. Но когда количество машин переваливает за четыре-пять, средняя скорость движения сильно снижается из-за того, что количество вынужденных (и не очень) остановок существенно возрастает. Что необходимо иметь с собой. Отправляясь в дальнюю дорогу запаситесь атласами автомобильных дорог тех мест в которые вы отправляетесь. Проведите инвентаризацию автомобильной аптечки, если вы покупали ее давно, то наверняка срок годности препаратов закончился, а значит их следует обновить, они могут вам пригодиться. Стоит взять с собой упаковку (или несколько) влажных гигиенических салфеток. В дороге помыть руки вечная проблема, а делать это приходиться часто, особенно если в машине дети. Если вы отправляетесь в путешествие летом не забудьте захватить солнечные очки, иначе глаза будут быстро уставать. В машине обязательно должен быть автономный свет. Переносной лампочки питающейся от аккумулятора недостаточно. Идеальным вариантом будет налобный фонарик работающий от батареек (такой можно приобрести в любом магазине), он экономичен и дает достаточно света, в случае ночного ремонта или просто похода в кустики - незаменимая вещь. В дорогу обязательно возьмите моторное масло, тормозную жидкость, ремень генератора и ГРМ, лампы фар, топливный и воздушный фильтры, буксировочный трос и большую аптечку. Так же рекомендую захватить одну-две канистры, запас топлива будет не лишним. И еще, если ваша машина работает на 95-ом или 98-ом бензине, стоит взять с собой присадки повышающие октановое число топлива. В глубинке 95-ый встречается крайне редко, а 98-го просто нет. Не лишним будет застраховать свою жизнь и здоровье, такая страховка стоит не дорого, но в случае проблем со здоровьем (тьфу-тьфу не дай Бог) может оказаться очень кстати. Не обязательные, но очень полезные вещи. Если вы двигаетесь несколькими машинами стоит купить недорогие прототивные радиостанции. И распределить их таким образом, чтобы одна была в каждой машине. Это очень удобно для синхронизации действий на дороге и обсуждения текущих вопросов, к тому же экономит массу времени - для того чтобы посоветоваться вам не обязательно останавливаться и выходить из машин. Деньги потраченные на радиостанции вы с лихвой окупите, ведь вам не придется пользоваться мобильными телефонами и тратиться на роуминг. Если бюджет позволяет стоит обзавестись GPS-приемником для того чтобы иметь возможность пользоваться спутниковой навигацией. Утвердив маршрут убедитесь, что мобильная связь будет работать на протяжении всего маршрута. Если район куда вы собираетесь имеет много белых пятен, возьмите в аренду спутниковый телефон. Это не сверх дорого, но может сэкономить огромное количество нервных клеток. Как упаковать багаж. Грамотное распределение багажа в машине очень важно. Упаковывая вещи следует обратить внимание на то, как часто вы собираетесь ими пользоваться в дороге. Например продукты и сменная одежда должны быть под рукой так чтобы вы могли их достать не перетряхивая все содержимое автомобиля. Частая ошибка водителей в том, что они загружают инструмент и зип в первую очередь наваливая на них сверху все остальное барахло и тогда для того чтобы поменять спустившее колесо или подтянуть разболтавшуюся гайку приходиться разбирать весь багаж. Во избежание таких сложностей следует паковать инструмент таким образом, чтобы его можно было легко достать, например, в боковой части багажного отделения. Багаж должен быть упакован плотно, чтобы во время движения он не гремел и не летал по машине. В качестве емкостей для упаковки лучше использовать небольшие сумки и пакеты, их проще разместить эргономично и легче доставать в случае необходимости. Поверьте гораздо проще достать из багажника небольшой пакет с легкой обувью, в которой возникла необходимость, чем извлекать огромный баул и долго рыться в его недрах в поисках необходимой пары обуви. Если в вашей машине багажное отделение объединено с салоном и задняя часть машины загружена барахлом под крышу, то следует закрепить багаж иначе при экстренном торможении все эти вещи прилетят к вам в затылок. Чего следует опасаться. Вы в путешествии, настроение замечательное, мир прекрасен. К сожалению, не все разделяют вашу точку зрения. Поэтому если вы путешествуете небольшой компанией останавливаться, а тем паче ночевать, на трассе не следует. Для стоянок выбирайте места большого скопления народа: стоянки у кафе, АЗС или пикетов ГАИ. Кстати если вы собираетесь питаться в придорожных кафе, то выбирать их следует с особой тщательностью, качество еды иногда оставляет желать много лучшего. Как же выбрать достойное заведение? Ведь вы первый раз в этих местах. Предоставьте право выбора тем, кто хорошо знает дорожную инфраструктуру - дальнобойщикам, люди для которых дорога родная стихия давно изучили все придорожные заведения и выбрали лучшие. Так что если у кафе стоит несколько фур, смело можете остановиться и пообедать. Теперь о топливе. Старайтесь чтобы запас горючего был таким, чтобы в случае необходимости его хватило чтобы вернуться к последней заправке, которую вы проехали, ведь чем дальше вы будете отъезжать от обжитых мест, тем меньше заправок будет встречаться на пути. К тому же если в своем родном районе вы точно знаете, где находятся заправочные станции, то в не изведанных для вас местах могут поджидать всяческие сюрпризы. Например, заправка, указанная на карте давно закрыта или на ней нет требуемого топлива, или вообще АЗС ведомственная и вас не заправят на ней ни за какие коврижки. Дальняя дорога серьезное испытание не только для вашего автомобиля, но и для вас. Помните, что проводить за рулем много часов подряд не в коем случае не стоит. Внимание ослабляется, реакции затормаживаются и вы начинаете подвергать опасности свою жизнь, жизни своих близких и других участников движения. Время в течении которого водитель остается в тонусе у всех разное. Для одних пять часов предел, другие могут просидеть за рулем десять. Как понять, что больше вести машину не следует? Если вам сложно переводить взгляд с объекта на объект, вы по долгу смотрите в одну точку, не можете сосредоточиться на дороге, начинают болеть глаза или немеет тело, знайте: вам срочно нужно смениться за рулем или искать место для стоянки. Если дорога занимает несколько дней, помните, что усталость накапливается и если в первый день вы легко провели за рулем восемь часов, то через три-четыре дня находиться за рулем больше четырех-пяти часов уже трудно. Ночное вождение утомляет гораздо сильнее чем движение в светлое время суток. Средняя скорость движения существенно падает, к тому же двигаться по неизвестным дорогам ночью просто опасно. Поэтому старайтесь заранее распланировать маршрут таким образом, чтобы у вас было время на полноценный отдых. Если остановиться сразу не представляется возможным, остановите машину и выйдете пройтись, пробегитесь метров пятьдесят по обочине туда обратно, умойте лицо холодной водой это должно вас взбодрить на какое-то время. Так же можно в процессе движения пить холодный напиток небольшими глотками или есть какую-нибудь мелкую пищу требующую моторики (семечки, орешки и т.п.). В последнее время появились всевозможные энергетические напитки, но злоупотреблять ими не стоит. Банка энергетика приведет вас в чувство примерно на час-полтора, после чего усталость навалится на вас с новой силой и противостоять ей вы уже не сможете. Вторую банку пить не стоит, это не только опасно для здоровья, но и не даст никакого результата. Если чувствуете, что засыпаете попросите кого-нибудь из пассажиров начать разговаривать с вами, это поможет развеять сон. Если вы в машине один отрегулируйте печку или кондиционер автомобиля на максимально комфортную прохладу. Еще один проверенный способ - пойте. Не важно что, главное в слух, это также поможет прогнать сон. Верхний багажник и прицеп, плюсы и минусы. Если вещи не помещаются в машину можно установить верхний багажник. Но следует помнить, что он сильно увеличит лобовое сопротивление и, в зависимости от нагрузки, увеличивает расход топлива на 10-20% к тому же из-за того, что центр тяжести автомобиля переместиться вверх машина станет более валкой. Еще один минус верхнего багажника - вы не сможете оставить машину без присмотра. Все выше сказанное относиться к багажникам рамной конструкции, если в вы пользуетесь закрывающимся верхним багажником каплевидной формы, то у него недостатков на порядок меньше. Прицеп идеальный выход из положения для дальних поездок по асфальту. Единственные минусы увеличенный расход топлива, потеря динамики и увеличенный тормозной путь. Но если вы собираетесь отправиться на берег лесного озера или в любое другое место добираться до которого предстоит по проселочным дорогам, то стоит крепко подумать нужен ли вам прицеп, на бездорожье (в которое превращается любая грунтовая дорога после дождя) он станет якорем тормозящим движение машины. Форс-мажор и как с ним бороться. Во время дальних поездок, к сожалению, случаются и происшествия. Как реагировать на внештатную ситуацию, усложненную тем фактом, что вы находитесь в дали от дома. Во- первых не стоит нервничать и паниковать, этим делу не поможете а только создадите дополнительный повод для беспокойства своим близким. Помните водитель машины в путешествии несет такую же ответственность за своих пассажиров как и капитан корабля а капитан никогда не должен показывать свою слабость членам экипажа, даже когда он сам растерян и находиться в затруднительной ситуации голос его тверд и полон уверенности, это успокаивает и вселяет надежду в счастливый исход. Если у вас сломалась машина и починить ее своими силами не представляется возможным, а отбуксировать на ближайший сервис в силу характера поломки нельзя наберите на мобильном телефоне службу спасения они помогут с вызовом эвакуатора. Если телефон не работает, остановите какую-нибудь проезжающую машину и попросите передать просьбу о вызове эвакуатора на ближайший пикет ГАИ. Еще один доступный выход из ситуации обратитесь в ближайший населенный пункт, там наверняка есть база механизации, и если вы попросите там вам наверняка помогут. Если вы застряли в глухом месте и выбраться самостоятельно не в состоянии остается только идти в ближайшую деревню за трактором. Для того, чтобы заранее подстраховаться на такой случай, съезжая на проселочную дорогу заранее договоритесь в каком-нибудь населенном пункте с трактористом, чтобы в случае если вы не вернетесь к оговоренному сроку он сам отправился к вам на встречу. Скажете, мол, все эти советы из области фантастики, в наше время никто никому не помогает. И будете совершенно не правы. Я много путешествую на автомобиле по стране, случались и поломки и другие неприятности, но всегда находились люди готовые оказать помощь. Главный закон дороги: не отказывай в помощи сам, не откажут и тебе. Леонид Миндель организатор клубной деятельности «Клуб 4х4» Auta i aure! Lome entolouva!
|
|